вторник, 24 июня 2008 г.

Точно так же и внешняя единичная сущность, истинно-сущее, имеющее форму утверждения, объединяется [

Точно так же и внешняя единичная сущность, истинно-сущее, имеющее форму утверждения, объединяется [в суждении] с тем, что прямо ему противоположно, с тем, что не есть истинно-сущее. Но внешняя сущность, имеющая форму утверждения (элемент 'это' в суждении 'это бык'), есть отрицание всего того, что не есть 'не-бык'. А так как содержание понятия 'бык' есть не что иное как отрицание понятия 'не-бык', то понятно и единство, существующее между первым и вторым элементом суждения 'это бык'.299 Наконец, 3)мы непосредственно чувствуем, что содержание познания состоит лишь в исключении иного. Ведь если бы нам непосредственно не представлялось, что содержание представления состоит в исключении всего несходного, то человек, которому ~ , 300 приказывают: привяжи быка , мог бы привязать лошадь, так как он не мог бы сознавать различие между ними. Но так как они непосредственно воспринимаются как различные, то, конечно, они имеют значение исключения друг друга, а раз они имеют лишь значение взаимного исключения, то сами по себе эти различия не существуют. В действительности, различия между объектами, поскольку они ставятся в связь с истинным бытием (утверждением) , не существует. Из этого ясно, что Дхармакирти не признавал множественности вещей в себе. Истинно-сущее бескачественно и едино. После того как таким образом доказано, что все познаваемое ложно, а истинно-сущее непознаваемо, остается найти источник лжи или ту причину, в силу которой наше сознание, во-первых, ложным образом раздвояется на субъект и объект, и откуда, во-вторых, проистекает в нем смена представлений. Дхармакирти утверждает, что и то и другое ложь, но на вопрос, откуда происходит эта ложь, он дает ответ, сводящийся к отклонению всякого объяснения. Наше сознание, по его мнению представляющее собою течение отдельных моментов, так организовано, что каждый момент имеет способность объединяться с предшествующим и создавать из себя синтез моментов или представление, кажущееся внеш- 302 ним. Саутрантики, тоже признававшие мгновенность всего сущего, представляли себе этот процесс следующим образом: если что-нибудь существует в продолжение известного времени и подвергается изменениям, то всякое изменение должно иметь свою причину вне себя. современный инвестиции

Комментариев нет: