вторник, 24 июня 2008 г.

Неразрывная связь есть связь понятия, играющего роль логического основания, с понятием, которое игр

Неразрывная связь есть связь понятия, играющего роль логического основания, с понятием, которое играет роль логического следствия в том смысле, что следствие вытекает из основания. При аналитической связи роль следствия играет более широкое понятие, которому подчинено основание как часть целому. При причинной связи роль следствия играет причина, а роль основания действие; действие всегда связано со своей причиной, тогда как причина может сопровождаться или не сопровождаться своим действием. Логическое основание, говорит Дхармоттара (NBT на II. 19), которое подчинено следствию, разделяется на виды не само по себе, но вследствие различия в главном, в том, чему оно подчинено, т. е. в следствии. Следствие же может вы- Freytag W. Uber die Erkenntnistheorie der Inder. S. 197. текать из основания или утвердительно, или отрицательно. Так как утверждение и отрицание взаимно исключают друг друга, то и их взаимные основания должны отличаться друг от друга. Все, что мы утверждаем, может, кроме того, или отличаться от своего основания, или от него не отличаться. Таким образом, оба утвердительных основания различаются между собой постольку, поскольку одно из них отличается от своего следствия, а другое нет. Так как факт отличия от своего следствия и факт отсутствия такого отличия по существу состоят между собой в отношении взаимного исключения, то и оба основания, из которых эти факты выводятся, отличаются друг от друга. Таким образом, логические основания различаются не сами по себе, но потому, что соответствующие им логические следствия взаимно друг друга исключают. Никакой иной неразрывной связи между объектами быть не может. Если между ними нет такой связи, значит связи нет вовсе. Если, говорит Дхармакирти (NB. II. 21), один объект не зависит выше описанным образом от другого, то связь их не может иметь характера необходимости. Необходимое совместное существование, добавляет Дхармоттара (NBT на II. 21), есть такого рода отношение, при котором существование одного объекта предполагает существование другого. Продвижение услуг

Комментариев нет: