вторник, 24 июня 2008 г.

Познание есть признак одушевления, которое состоит в способности к целесообразной деятельности

Познание есть признак одушевления, которое состоит в способности к целесообразной деятельности. Если имеется налицо факт стремления к известной цели и выбор средств для ее достижения, то имеется и одушевление, которое состоит в познании. У ребенка, с первых же моментов его появления на свет, есть стремление к достижению цели, есть, следовательно, и познание, и потому он является подходящим примером простейшего вида знания. Всякому достижению цели человеком или всякому целесообразному его действию предшествует правильное познание говорит Дхармакирти (NB. I. 1: Samyagjnanapur-vika sarvapurusarthasiddhir iti tad vyutpadyate), и вот это-то правильное познание и должно быть исследовано. Следовательно, объектом исследования является сумма тех психических процессов, внешнее выражение коих состоит в целесообразной деятельности человека. Везде, где наблюдается целесообразная деятельность человека, имеется и предшествует ей психическая деятельность, которую Дхармакирти обозначает общим именем правильного познания (samyag-jnana). Целесообразная деятельность предполагает существование объекта, на который эта деятельность направлена, который служит ей целью. Этот же объект является в то же время и объектом правильного познания. То и другое, цель действия и объект познания, обозначаются одним и тем же словом artha. Целесообразная деятельность бывает двух родов: или положительная, или отрицательная (NBT. I. 1); цель действия объект знания мы желаем или достигнуть, или избегнуть. Некоторые системы (Nbh на I. 1. 3: hanopadanope-ksa buddhayan, ср. также NV. 30) подразделяют целесообразную деятельность на три категории, добавляя к двумя вышеупомянутым еще равнодушное отношение к цели, когда человек не желает ни достигнуть ее, ни избежать. Но Дхармакирти не признает такой категории, причисляя равнодушное отношение к отрицательному. Познание может или непосредственно предшествовать целесообразному действию, так что переход от первого к последнему совершенно незаметен, или же между ними может быть некоторый промежуток времени, в течение которого человек постепенно переходит к действию. 3gp видео

Комментариев нет: