вторник, 24 июня 2008 г.

Согласно общепринятому в Индии обыкновению, раз какому-нибудь понятию придается особенное значение,

Согласно общепринятому в Индии обыкновению, раз какому-нибудь понятию придается особенное значение, то для его обозначения изобретается новый термин. Общей сущности не существует,"7 она нереальна, но в познании есть сторона, которая обусловливает возможность синтетического познания многообразного в представлении, эта сторона есть 'сходственность'. Кумарила прямо говорит: тот, кто заменяет понятие рода [или вида] понятием сходства между единицами, пусть объяснит, что он понимает под этим сходством. Если это только тот факт, что разные единицы обладают одной общей формой, то это совершенно то же, что мы разумеем под термином вид (Kecid ahur asadrupam arnsatvam tu na varyate. Sarupyam eva samanyarh pindanarh yena kalpyate. Tena sarGpya-sabdena kirn punah pratipadyate. SamanyarGpabhavac, cej jatin sasmabhir isyate) (V. XVI. 6566). Эти слова Кумарилы обращены к буддистам, после того как он установил самостоятельное бытие общих сущностей. У Мадхавы находим любопытную полемику буддистов против теории о реальном бытии общих сущностей (SDS. 10). Если общая сущность реально существует (SvarGpasattavibandhanah), то она или вездесуща, или существует только в [тех реальных единицах], которые ей служат субстратом. В первом случае все смешается. Но этого, впрочем, вайшешики и не утверждают. Во втором случае возникает вопрос: что делает общая сущность 'горшок', находящаяся в существующем горшке, когда возникает новый горшок? уходит ли она из существующего горшка для соединения с возникающим, или соединяется с возникающим, не уходя из существующего. В первом случае она будет вещью, во втором невозможно соединение. А если горшок исчезнет, то что сделается с общей сущностью (которая вечна): останется она, исчезнет или уйдет в другое место? В первом случае она не будет иметь субстрата; во втором оказывается бесплодным доказательство ее вечности; в третьем, она опять-таки должна быть вещью... Но в таком случае [спрашивает в свою очередь реалист]: на чем же основано понятие общности формы в отдельных единицах? Послушайте, [что отвечает буддист]: она основана на исключении всего с ней Ср. Производственное Оборудование

Комментариев нет: